Живой вотум народного недоверия
27 марта 2008 года

Вторник, 10 часов утра. В коридоре отдела социальной защиты Ново-Савиновского района сидя и стоя томятся человек 200. Чтобы убить время, вновь и вновь сверяют свои документы с вывешенным списком, обсуждают последние новости и следят за продвижением очереди в заветный 230-й кабинет.

- Уже в третий раз прихожу, в первые разы аж страшно было - такая толпа, что пройти нельзя, - говорит Альбина Шагимарданова. - А мне эта карта так нужна - обожаю ездить! К внукам, в сад, на рынок.

- Зачем мне эти барьеры? Я ветеран труда, в советское время я бы нигде в очередях не стоял, пропускали бы, а сейчас что творят? - возмущается 70-летний Юрий Садардинов.

Оформлением документов в 230-м кабинете занимаются шесть сотрудников. И если поначалу за "электронными билетиками" приходили по 140 - 150 человек в день, то сейчас - 450 - 460. Живая "пробка" на втором этаже районной администрации рассасывается лишь после обеда.

- Неужели нельзя задействовать другие помещения и сотрудников? - поинтересовалась корреспондент "ВК" у заместителя начальника райотдела соцзащиты Ново-Савиновского района Ольги Капрович.

- Нет. Только там есть сети для обработки и отправки информации и оборудованы шесть рабочих мест - с фотоаппаратом, компьютером и сканером на каждом. И поверьте, люди работают в авральном режиме, даже без технических перерывов.

По словам гендиректора ОАО "Транспортная карта" Руслана Галина, поначалу для проведения реформы в районных отделах соцзащиты было оборудовано 15 рабочих мест, сегодня их уже 45. Работа должна быть завершена к 31 мая, чтобы уже 1 июня любой льготник мог расплатиться в городском транспорте электронным проездным. Пункты активации карт и зачисления платежей планируется открыть во всех отделениях почты. По данным на 24 марта, в Казани выдано 4 тысячи транспортных карт льготника, на стадии оформления и выдачи - еще 50 тысяч. Парадокс, но, выстояв огромную очередь и сдав документы, люди не приходят в назначенный срок получать то, за чем стояли.

- Напряженность испытывают все отделы соцзащиты, но только в утренние часы, - объясняет корреспонденту "ВК" главный специалист управления соцзащиты Казани Светлана Первухина. - Мы же не виноваты, что люди приходят, когда захотят. А многие отстоят очередь, оформят документы, а карту получать отказываются - говорят, передумали, все равно ездить не будут.

Право на льготный проезд в нашем городе имеют около 230 тысяч человек, но пользуются им меньше половины. Среди "невыездных" - больше всего инвалидов-колясочников, пенсионеров старше 85 лет и инвалидов первой группы, прикованных к постели.

- И вот привозят дети бабушек, которым по 88 лет, боятся, что если не получат транспортную карту, то льгот лишатся, но это заблуждение, - уверяет Ольга Капрович. - Как получали ЕДВ в размере 250 рублей, так и будут получать, и сами смогут решать - активировать ли с их помощью карту.

"Что гонит людей в очередь?" - спросили мы у директора Центра аналитических исследований и разработок, доктора социологических наук Александра Салагаева.

- Тут есть определенный элемент недоверия и паники. Разумный человек - он не будет в очереди стоять. А там ведь большинство - пенсионеры, много раз обманутые. Видимо, они боятся, что им не достанется. Потому что не станут люди просто так толпиться в очередях, если будут уверены, что к июню все всё получат.

Ирина ПЛОТНИКОВА, "Вечерняя Казань"